Скуратова  Манана - фотохудожник.
Далее...
 

Семёнова Жанна
Влюблённая в фотографию.

Далее...
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100






Забыли пароль?
Главная arrow Глоссарий
Глоссарий

Сведение о свете
 Пропуская луч света через стеклянную призму, великий английский математик, механик, астроном и физик Исаак Ньютон (1643-1727) доказал, что солнечный свет (белый) состоит из различных цветов, а сам белый — из «первичных и вторичных цветов» (первичные — оранжево-красный, зеленый и фиолетово-синий). Преломляясь в призме, он образует спектр. В спектре представлены еще три смешанных — «вторичных» цвета, которые видны невооруженным глазом. Это зеленовато-голубой, желтый и пурпурно-красный.

Свет (в узком смысле то же, что и видимое излучение) состоит из потока электромагнитных волн в интервале частот, воспринимаемым человеческим глазом. Различные размеры этих волн вызывают разные цветовые ощущения. В широком смысле свет — это электромагнитное излучение с волновыми и корпускулярными свойствами.

Итак, цвет не существует отдельно от света. Все различаемые нами цвета являются отраженными световыми лучами, проникающими в наш глаз. Все предметы мы видим благодаря тому, что от них отражается свет, и цвета, которые мы различаем, существуют в отраженном виде, а не присущи самому предмету.

Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны — это расстояние между гребнями двух соседних волн. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Самые короткие из видимых — волны фиолетового цвета: их длина составляет около 0,0004318 миллиметра. Самые длинные волны — красные: их длина — 0,0007112 миллиметра. Между ними располагаются все остальные цвета спектра, каждый из которых имеет свою длину волны. Глаза получают некоторую зрительную информацию (но не «видят» в прямом смысле слова), она передается в мозг, который ее обрабатывает, и только после этого мы способны различать предметы.

Хотя мы «видим» нашим мозгом и им же различаем цвета, глаза выполняют очень важную, незаменимую функцию. Они воспринимают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Одни рецепторы сетчатки раздражаются сумеречным светом, другие — только ярким, с ними и связано цветное зрение.

Глаз содержит три вида нервных клеток, реагирующих соответственно на красный, зеленый, голубо-фиолетовый цвета.

Таким образом, если все три вида нервных клеток получают одинаковое раздражение, мы видим белый. Если в глаз погадает в основном зеленый свет, клетки, отвечающие за зеленую часть спектра, возбуждаются больше, чем другие, и мы видим зеленый. Когда предмет желтый, стимулируются «зеленые» и «красные» клетки.

Светлая тональность фотоснимка (High Key)
 Для фотографии в стиле High Key (высокий ключ) характерно то, что большую часть изображения составляют светло-серые и чисто-белые тона. Необходимым условием является присутствие хотя бы незначительных совершенно черных элементов, которые придают изображению необходимый тональный акцент. Соотношение тонов съемки определяется не только освещением, но и самим объектом, поэтому объект должен быть в основном светлым. Невозможно сделать в светлой тональности изображение темного объекта на темном фоне. В светлой тональности могут быть выполнены заснеженные пейзажи, водные поверхности, портреты. Для съемки в светлой тональности объекты должны быть хорошо и равномерно освещены. При слабом освещении отдельные темные участки невозможно передать светлыми серыми тонами. При студийной портретной съемке необходимо создание мягкого рассеянного освещения не создающего плотных теней. Различие в яркостях на разных участках объекта не должно превышать одной ступени экспозиции
Сигнал яркости
 Сигнал яркости — компонент, несущий информацию о соотношении черного и белого в изображении. Яркость наиболее непосредственно связана со зрительными ощущениями, так как яркость предметов на сетчатке глаза пропорциональна яркостям самих предметов.
Система CIE Lab
 CIE Lab — Для улучшения преобразования изображения из RGB в CMYK в 1976 г. была принята система CIE Lab в качестве единого международного стандарта. Из цветового пространства сканера информация трансформируется не сразу в CMYK, а в промежуточное цветовое пространство CIE Lab, которое включает все теоретически возможные оттенки. Система автоматически рассчитывает убавление цветов, противоположных добавляемым. Длина волны для каждого из основных цветов (красного, синего и зеленого) строго определена.

В основу данной модели положено человеческое представление о цвете. Модель CIE Lab содержит три основных составляющих: L* — светлоту, а* — красный и зеленый цвет, а также b* — синий и желтый цвет. (красный и зеленый, синий и желтый являются противоположными, или взаимоисключающими цветами)

По определению модель CIE Lab представляет все видимые человеком цвета. Она исходно разработана по принципу равномерного восприятия цвета. Это означает, что при изменении любых основных цветов на одну и ту же величину зрительное их восприятие изменяется в той же степени. Эта модель несовсем совершенна, и все-таки она наиболее достоверна, потому что еще никому не удавалось разработать другую модель, более совершенную и удобную для реализации с использованием вычислительных мощностей современных настольных компьютеров. Многие сложности, связанные с моделью CIE Lab, вызваны тем, что она, как правило, используется в тех целях, для которых не предназначена.

Несмотря на все свои недостатки, модель CIE Lab позволяет управлять цветом при переходе с одного устройства на другое благодаря сопоставлению зависящих от устройства значений RGB и CMYK с воспринимаемыми значениями CIE Lab, полученными на конкретном устройстве. Модель CIE Lab играет роль универсального переводного языка для устройств или своего рода Розеттского камня для цвета (по выражению Брюса Фрэзера). Она дает возможность однозначно выражать значение искомого цвета. Тем не менее, существует еще один аспект проблемы аппаратно-зависимых моделей, разрешаемый благодаря управлению цветом.

Система CMYK
 CMYK — Это самая распространенная система, используемая в полиграфии. Цвета, видимые в отраженном свете, имеют свои особенности. Чтобы максимально приблизить цветопередачу изобразительного материала к оригиналу, в типографиях применяют печать в четыре краски: голубую (Cyan), пурпурную (Magenta), желтую (Yellow) и черную (Black) — традиционно называемую «ключевой» (Key color) краской. В основе этой технологии лежит цветоделение оригинала за тремя традиционными светофильтрами: синим, зеленым и красным. Компьютерная программа математически складывает результаты сканирования за каждым из светофильтров для получения черного (ключевого) цвета. Система CMYK прекрасно отработана в полиграфической практике, но на деле возникают существенные цветоискажения при воспроизведении синих, зеленых и красных тонов. Перевести изобразительный материал из системы RGB в CMYK без ущерба для цветопередачи практически невозможно. Это обусловлено закономерностями восприятия цвета в проходящем (например, монитор компьютера) и отраженном (отпечаток) свете, а также принципиально разными используемыми красителями.
Система RGB
 RGB — Данная система основана на сочетании трех основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). При максимальной насыщенности каждого из цветов получится белый цвет, при минимальной — черный. При сложении синего и зеленого цветов — голубой; красного и зеленого — желтый. Как отмечалось ранее, именно эта система соответствует природе нашего зрения. Экраны телевизоров, мониторы компьютеров и большинство сканеров работают в системе RGB. Изобразительный материал, рассматриваемый в проходящем свете, в данной системе имеет близкую к идеальной цветопередачу. Использовать данную систему в полиграфии нецелесообразно из-за недопустимо высокого уровня цветоискажений. Например, вместо черного читатель увидит коричневый цвет. Следует заметить, что человеческий глаз видит гораздо больше цветовых оттенков, чем способна передать система RGB.
Система оптического распознавания текста
 Система оптического распознавания текста — В повседневной деятельности ингда приходится вводить большие объемы текстовой информации, опубликованные ранее. В основном подобная информация используется как справочный материал, но нередко производится и прямое цитирование. Хранить накапливающиеся годами объемы информации на обычной бумаге нецелесообразно, так как на поиск нужного документа уходит много времени. Поэтому в редакциях СМИ и издательствах очень популярны системы оптического распознавания текста (ОСR) — это специальные компьютерные программы бесклавиатурного способа введения информации, способные преобразовать ее из графического формата, в текстовой.

В качестве вводного устройства используется сканер. Для систем OCR пригодны почти все виды сканирующих устройств, в том числе и ручные. Сканер позволяет компьютеру «увидеть» текст в графическом формате, то есть материал будет представлять точную копию, «картинку», которая по своей сути ничем не будет отличаться от цифрованного изобразительного материала. Такой «текст» невозможно редактировать, изменять в нем гарнитуру или кегль шрифта, переверстать и т.д. Изображение с листа бумаги, помещенного в сканер, преобразуется в электрические сигналы, в последовательную цепочку нулей и единиц, понятную компьютеру. Поскольку текстовая информация передается в полиграфии сочетанием печатных и пробельных элементов, сканер должен отобразить только черные и белые участки, поэтому такие характеристики, как разрешающая способность, диапазон оптических плотностей, количество воспроизводимых полутонов для цифрующих устройств, работающих с системами ОСR, большого значения не имеют.

Разрешающей способности сканера 300 dpi (dots per inch, т.е. точек на дюйм) для работы с системами ОСR вполне достаточно. В большинстве случаев считывающее устройство переводят в черно-белый (для штриховых иллюстраций) режим работы и сканируют каждую страницу оригинала. Текстовая информация представляет собой определенную последовательность букв, знаков препинания, цифр и пробельных элементов. Система ОСR должна распознать их, но сложность заключается в том, что некоторые буквы, например «Ы», она видит как сочетание мягкого знака «Ь» и римской цифры «I» (или заглавной латинской буквы «I»). Придание правильного алгоритма компьютерной программе в таких случаях становится особенно трудным. Задача осложняется еще и тем, что система ОСR обязана в автоматическом режиме распознавать тексты на разных языках, иначе пользоваться ею будет чрезвычайно неудобно. Кроме того, ширина знаков даже в стандартных шрифтах неодинакова, к тому же при верстке нередко применяется кернинг (принудительное изменение ширины гарнитуры).

Шрифтозависимые ОСR-программы идентифицируют отсканированные точки с эталонными знаками алфавита и при совпадении начертаний присваивают определенное значение. Вероятность погрешности в системах данного типа высока, так как количество представленных в печати гарнитур достаточно обширно. Для СМИ подобные системы малопригодны, так как журналист вряд ли может предположить, с каким шрифтовым начертанием ему придется иметь дело. Напротив, если необходимо ввести в компьютер какие-либо ранее набранные однотипные машинописные страницы (например, для диссертационных залов библиотек), «обучить» программу правильному распознаванию возможно.

Шрифтонезависимые системы ОСR распознают знаки по «топологическим» признакам, то есть каждая буква опознается по самым типичным начертаниям. Другими словами, все особенности, присущие той или иной гарнитуре шрифта, отбрасываются. Скажем, буква «А» будет отличаться от буквы «Л» вертикальной перемычкой. Наличие засечек, углов наклонных линий, толщины линий и т.д. в этих системах учитываться не будет.

ОСR-программы, используемые в СМИ, должны уметь:
• сканировать текстовые оригиналы в различных типах устройств;
• автоматически разбивать текст на отдельные блоки (журналистский материал может быть набран на несколько колонок). Программа должна «понять», что следующая после большого пробела строка «чужая» и колонки надо «прочесть» последовательно;
• узнавать знаки любых гарнитур, с различной степенью наклона;
• различать иностранные языки, которые предназначены для распознавания, а для этого идентифицировать отдельные слова с элементами встроенных в систему словарей;
• подсвечивать «неузнанные» слова для дополнительного привлечения внимания пользователя;
• выводить на экран аналогичные участки текста в графическом и текстовом представлении для визуального сравнения;
• давать возможность сохранения файла в различных форматах, включая RTF.

Разумеется, теоретически можно хранить всю архивную информацию в графическом формате, а при необходимости пропускать ее через ОСR-систему, но в этом случае редакция столкнется с проблемой необходимости выделения огромных пространств для хранения информации на резервных носителях информации, так как информация в графическом формате является очень объемной: каждая точка (черная или белая) будет занимать один бит дискового пространства. Запись одной страницы формата А4 с гарнитурой типа «Таймс» и кеглем 10, цифрованная с разрешением 300 dpi, будет иметь объем 1 Мбайт, то есть 1048 576 байт. Эта же страница в текстовом формате займет только 4 Кбайт (в одном байте восемь бит, 1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт), то есть 4096 байт дискового пространства. Следовательно, идентичная информация в текстовом формате, в сравнении с графическим, будет занимать в 256 раз меньший объем. Для примера: пятисотстраничная книга в графическом фор мате займет 347 стандартных дискет размером 1,44 Мб, а переведенная в текстовой формат — только 0,8 одной дискеты.
Сканер
 Сканер — устройство ввода графической информации в компьютер в виде растровой графики.
Склеивание односторонних гравюр
 Книги, в которых односторонние гравюры склеивались, назывались анопистографическими.
Слайд-сканер
 Так называются устройства, позволяющие цифровать изображение в проходящем свете. Существуют различные типы слайд-сканеров: от компактных переносных, удобных для оперативной обработки слайдов и негативов, до стационарных, при помощи которых можно получить изобразительный материал с высоким качеством цветопередачи.

Принципиальное отличие их от планшетных устройств при цифровке информации заключается в том, что в большинстве моделей сканируемая поверхность (слайд) перемещается по отношению к неподвижному считывающему устройству. Многие модели слайд-сканеров имеют хороший диапазон оптической плотности — до 4,0D — и высокую разрешающую способность — до 5000 dpi.

В том случае, если фотожурналисту необходимо передать в редакцию материал из удаленной точки, после химико-фотографической обработки пленки слайд или негатив сканируется, и цифровая информация отправляется по каналам связи. Подобная технология хорошо отработана, но вряд ли может получить дальнейшее развитие из-за быстрого внедрения цифровых фотоаппаратов.

Стример
 Современная запись информации происходит достаточно быстро, и эти параметры будут постоянно улучшаться. Еще совсем недавно небольшие массивы информации хранились на перфорированных лентах, но их в настоящее время заменили ленточные хранители информации — стримеры. Несмотря на самые современные цифровые носители информации, магнитные ленты до сих пор не сдают своих позиций, и главная причина этого — самая низкая стоимость хранения информации. Однако магнитные ленты имеют существенный недостаток: в них отсутствует единый стандарт, что делает невозможным обмен информацией, например, с другими редакциями или типографиями. Кроме того, стримеры не обеспечивают оперативного доступа к информации. Они идеальны для хранения архивных данных.

Многие ленточные библиотеки способны копировать не всю информацию, содержащуюся на сервере целиком, а только изменившиеся файлы. Если эта система правильно выстроена, она может работать в абсолютно автоматическом режиме не менее года, что дает редакции достаточную гарантию сохранения оперативной информации и быстрого восстановления работоспособности всей компьютерной сети в случае аварии. В этом случае будет необходима «полная копия» компьютерной системы.

Основные требования к ленточным накопителям информации:
• сочетание параметра «производительность — емкость»;
• надежность;
• совместимость с другими системами.

Ленточные библиотеки позволяют:
• экономить время за счет ускорения поиска информации;
• четко классифицировать информацию по различным признакам (имя автора, название материала, краткое описание события и т.д.) или даже иметь возможность полнотекстового поиска;
• исключить возможность потери важной информации;
• разграничить уровни доступа к различным видам информации;
• снижать себестоимость хранения информации.

RD Glossary by Run Digital

135 ФФ Новости блога